Интервью проекта Мыслеформы, Денис Зикеев 1. Что ты думаешь о йоге? Как по-твоему, нужна ли она или не нужна, в каком качестве и количестве? Разделяешь ли ты идею о том, что йога может быть Путем? Что с помощью «Практики» (физической практики асан, энергетического очищения тела и пранаям) можно добиться изменений в сознании или даже «просветлеть»? Йога – это прекрасный, гибкий, многогранный инструмент. Диапазон его применения колоссален, и продолжает расширяться в новых системах и подходах, но вот что здесь неизменно, так это то, что йога всегда была, есть и будет лишь прекрасным инструментом, и не более того. А эффект от применения любого инструмента в основном зависит от того, в чьих руках он находится. Гениальный фотограф снимет шедевр даже на мыльницу, а гениальный музыкант сыграет классное соло на самой дешевой гитаре, даже если у нее не будет хватать нескольких струн. Несомненно, хороший инструмент дает больше возможностей для творчества, но само творчество должно присутствовать, оно первично. То же самое и в йоге. Ключевой вопрос не в том, необходима ли йога, а в том, необходима ли она лично вам. Самураи считали, что меч – это продолжение воина. Йога – это меч. Чем вы хотите его наполнить? Какой аспект своей души вы можете вложить в него? Часто бывает так, что наполнить мы хотим как раз себя, и пытаемся сделать это через всевозможные инструменты. Мы хотим, чтобы йога или профессиональный фотоаппарат скомпенсировали внутренний вакуум и зародили в нас искру творчества. Отсюда такой соблазн видеть в инструментах Путь. Но Путь, построенный от инструментов – это мертвый путь, так как в нем нет сердца. Путь с сердцем всегда очень прост. Он существует тогда, когда вам хватает смелости делать то, что вам интересно здесь и сейчас, когда вы не откладываете это до лучших времен и не спотыкаетесь об отсутствие инструментов. Путь с сердцем строится вокруг действия. Действие всегда имеет четкий фокус, оно направлено на что-то конкретное. Желание передать красоту природы переходит в действие, связанное, например, с фотографированием. Но если вы будете фотографировать просто от скуки, или потому, что это «круто», или потому, что у вас крутой фотоаппарат, скорее всего шедевра не получится. Очень часто у нас оказываются перепутанными цели и средства. Нас гипнотизируют всевозможные инструменты, и мы пытаемся на них построить Путь. Нам нравится йога, и мы пытаемся придумать, к чему бы ее применить. Не понимая собственных желаний, мы просто копируем цели с тех, кто обучает нас средствам. Но цели не поддаются передаче. Желание, интерес, страсть – все это невозможно получить извне. Все эти вещи должны рождаться внутри, и именно они определяют набор инструментов, пригодный для их реализации, а не наоборот. Для чего нам может пригодиться такой инструмент, как йога? Здоровье? Пусть будет здоровье, но здоровье не ограничено применением одной лишь йоги. Тогда вы не йог, а человек здорового образа жизни. На этом пути вы свободны в использовании любых инструментов. Может быть это расширение сознания? Допустим, но тогда в центре вашей галактики находится сознание, его изучение и расширение, а не йога как таковая. Тем более, в вашем конкретном случае расширение сознания может и не быть связано с йогой. Пусть для вас это что-то третье, уникальное, понятное только вам. Но в центре этой штуки должно находиться конкретное желание, конкретная сокровенная страсть. Это и есть тот магнит, который тянет вас к себе, формируя уникальный путь вашего сердца. Как правило, те, кто занимаются йогой, не имеют живого фокуса собственного пути. Обычный двигатель занятий йогой – это желание стать похожим на кого-то из тех ребят, что эффектно выглядят на фотографиях в неестественных позах. И тогда йога становится инструментом на пути самоутверждения, замешанном на подражании. И этот путь создает неудачные копии, и новые копии неудачных копий. 2. Что йога для тебя лично? Какое место в твоей жизни занимают асаны и пранаямы? И как вообще выглядит твоя практика, если она есть. Мне интересно тело как живой организм, вместилище жизни и носитель одного из аспектов моего «я». Йоговские упражнения оказывают мощное влияние на тело, поэтому я иногда использую их для изучения взаимосвязи физиологии и энергетики организма, а также для элементарной физической тренировки. Мой путь – это путь познания жизни на всех уровнях, во всех смыслах. Сюда входит и тело, и сознание, и энергетика, и многомерная пространственно-временная ткань нашего существования. Для меня йога – это один из инструментов, небольшой разводной ключ, который временами пылится где-то в шкафу, а временами всегда под рукой. 3. Что ты думаешь о преподавании йоги? Почему сам не преподаешь или почему преподаешь то, что преподаешь? Какова твоя мотивация — для чего делишься с людьми? Считаешь ли ты, что помощь со стороны поможет кому-то и в чём? В целом, интересно твоё мнение об Учительстве — будь это учение асанам или работе с сознанием. Обучение – это процесс взаимного творчества. Как того, кто учит, так и того, кто учится. А это крайне редкое явление не только в сфере йоги, но и вообще в жизни. В основном, имеет место навязывание и подражание, а это очень далеко как от творчества, так и от обучения. Учиться – это целое искусство. Это страстное желание раскрыть себя в новом мире, окунуться в новую среду и родиться в ней в новом качестве. Мы же, как правило, под обучением понимаем процесс форматирования себя под новый шаблон, который придаст нам больше ценности в собственных глазах. Традиционный процесс воспитания в нашей культуре учит только одному: работать из-под палки на результат, без понимания смысла и ценности этого результата. В школе нам говорили: «учись, это пригодится тебе в будущем». А как мы видели тогда свое будущее? Мы хотели быть пожарниками и космонавтами. Если бы нам тогда предложили научиться тушить пожар или выдерживать невесомость, это было бы встречено на «ура», все были бы отличниками. Но нас грузили математикой, литературой и другими предметами, которые мы никак не могли связать с настоящим моментом. А ведь основная творческая задача учителя состоит в том, чтобы эту связь создать. Если бы нас в детстве учили тому, во что мы играли, мы стали бы гениями в этих областях. Подкрепленные процессом обучения, наши игры бы росли вместе с нами, и от игры в пожарников мы бы перешли к игре в монополию или ядерный реактор. Каждый смог бы найти себя в том, что ему интересно, и у нас бы не было непрестижных профессий. Везде трудились бы гении своего дела. Но вместо этого нас грузили тем, что нам было неинтересно, и мы заучили, впитали этот шаблон поведения: изучать то, что неинтересно, делать из-под палки, имитировать результат, работать ради оценки и бесконечно приспосабливаться к правилам игры, которые для нас непонятны и нелогичны. В итоге мы имеем общество людей с гипертрофированно развитой способностью работать по принуждению и абсолютно неспособных к обучению. Мы похожи на зомби, которые приходят в движение только от внешнего стимула. Мы разучились хотеть и научились точно угадывать действия, которые будут восприняты благосклонно внешним миром. Мы встали на путь получения хороших оценок любой ценой. И мы называем это ответственностью, полностью извращая ее суть. Наша воля заблокирована настолько, что этим словом мы называем нечто прямо противоположное: умение делать то, что мы не хотим. Мы называем «силой воли» внутреннего цербера, который принуждает нас к действию. Но такое действие остается действием из-под палки, и в нем полностью отсутствует воля. Сила воли проявляется в том случае, если вы имеете силу никогда ничего не делать из-под палки. Ваша воля свободна тогда, когда все, что вы делаете, вы делаете с интересом по собственному желанию, на основании собственной свободы воли. На первый взгляд такая жизнь кажется невозможной. У нас куча отговорок, оправданий и преград. Нам кажется, что мир рухнет, если перестанем тянуть лямку принуждения. Но это лишь часть из-под-палочной мотивации. Наши бессмысленные жертвы никому не нужны. Мир вздохнет с облегчением, если мы избавим его от своих одолжений. Наше общество тяжело больно отсутствием живых людей. В нем пересохли меридианы страсти. Оно источает страх и ненависть только потому, что мы ничего не хотим, нам ничего не интересно, мы пусты и заполнены всяким посторонним мусором, который приводит нас в движение. Давление этого ментального мусора мы интерпретируем как собственные желания. Но этот вялотекущий внутренний зуд ничего общего с желанием не имеет. Зуд генерирует сомнения, а желание их отсекает. Желание заряжает энергией, в то время как зуд ее отнимает. Итак, обучение возможно в том случае, когда все участники этого процесса находятся в режиме творчества. Творчество – это очень просто. Это когда вы делаете то, что в вас вдохновляет, не откладывая, не раздумывая, не ища отговорок. Вас что-то «прет» — и вы это делаете. Наши желания, находящиеся в фазе нарастания, заряжают нас энергией и ощущаются как прилив интереса и энтузиазма. Если мы пропустили эту волну, не подхватили ее действием и дождались момента, когда желание пошло на спад, мы начинаем терять энергию, ощущаем давление и навязчивую тяжесть. Отсюда можно вывести простое правило: действовать нужно на восходящем фронте желания (в этой фазе оно ощущается как вдохновение), а когда пик прошел и начался спад, нужно переключаться на что-то другое. Наша жизнь складывается из множества процессов: работа, развлечения, хобби, спорт, общение и так далее. Каждый из этих элементов имеет свои восходящие и нисходящие фронты. Они более-менее цикличны. Если вы любое действие совершаете на восходящем фронте, а когда оно пошло на спад, переключаетесь на ту, активность, которая сейчас набирает силу, вы получаете перманентный творческий процесс во всех своих проявлениях. А это дает колоссальный прилив энергии. Мы же, как правило, фазу вдохновения проводим в тугих раздумьях «делать – не делать», а когда вдохновение уже «испортилось», начинаем тяжело тянуть его за уши в реальный мир. В итоге мы насилуем себя, заряжаем свои действия энергией принуждения, которая отравляет результаты наших начинаний. А ведь радикально изменить все это проще простого: нужно всего лишь соединить свои действия с теми фронтами, которые иду вверх, и легко соскальзывать с нисходящих внутренних «трендов», давая им возможность набраться энергии и снова пойти на подъем. Все это относится и к обучению. Если вы хотите учить и ощущаете в этом вдохновение, то именно ваше вдохновение притянет к вам тех, кому вы, как наставник, необходимы. Если же вы учить не хотите, а хотите зарабатывать деньги, то займитесь лучше этим напрямую. Вы получите гораздо больше удовольствия от бизнеса, чем от преподавания. Очень важно здесь, чтобы всякие «надо» не вклинивались в ваш Путь сердца и не сбивали правильный фокус. Если вы хотите учить, но вам надо зарабатывать себе на жизнь, то это «надо» должно работать на ваше желание учить, а не против него. Для того, чтобы иметь возможность вести занятия в свое удовольствие, вам не нужна бизнес-империя, сеть йога-студий и счета в банке. Как правило, вам достаточно прямой оплаты ваших занятий для того, чтобы быть сытым и иметь крышу над головой. Если же вам, в придачу, захочется иметь бизнес, вы не будете уже привязаны к преподаванию, не будете из вашего вдохновения выдавливать избыточный коммерческий эффект. Вы реализуете его другим, более подходящим способом. В ситуации, когда вы сами учитесь, все еще проще. Если вам что-то интересно, и нужны дополнительные навыки, вы найдете их в том объеме, который для этого необходим. Если вам, для реализации ваших желаний, достаточно усвоить лишь азы какого-то искусства, то эта фаза обучения пройдет легко и интересно, но чем дольше вы будете зависать в этой сфере сверх ваших реальных потребностей, тем большей тяжестью и унынием будет все это для вас обрастать. Что касается меня, когда-то я преподавал йогу, и, кажется, у меня неплохо получалось. Я делал это потому, что йога соответствовала пику моего интереса и творчества. Как только йога стала для меня лишь одним из инструментов, я перестал ее преподавать, и занялся тем, что меня вдохновляло в тот момент. Я уже много лет провожу мероприятия, форматы и темы которых менялись радикально, но все они всегда имеют очень простую и четкую ось – мой интерес. То, что происходит на моих занятиях, на сто процентов соответствует пиковой фазе моего творчества. Мне не интересно давать инструкции – и я их не даю. Мне интересно экспериментировать – и я это делаю. Мне интересны такие же, как я, экспериментаторы и не интересны последователи, поэтому последователи уходят, а экспериментаторы остаются. Да, это не добавляет популярности моим семинарам, но я и не хочу, чтобы они были популярными, а хочу, чтобы они были интересными. Поэтому они интересны мне и другим, таким как я. 4. Как по-твоему влияет городская жизнь на человека, стремящегося к Осознанию? Как влияет она на энергетику, на ум, на сознание и духовный рост? Есть ли для тебя самого разница где жить — в городе или на природе? Ощущаешь ли сам эту разницу? Если нет — как? Если да — как и что делаешь с этим? Вот мы говорили о человеке и его желаниях: «восходящих» и «нисходящих». В каждый конкретный момент какие-то аспекты нас самих набирают обороты, что отражается в сознании в виде вдохновений, желаний и интересов, в то время как другие аспекты нашей сущности идут на спад. В совокупности все это напоминает волнообразный процесс, с выраженными восходящими и нисходящими фронтами. Действие – это крыло, которым мы можем ловить восходящие потоки и соскальзывать с них, как только они становятся нисходящими. Город – это та же волнообразная совокупность энергетических потоков, часть из которых может подхватить человека, зарядить его энергией и энтузиазмом, в то время как другие потоки оказывают деструктивное влияние, высасывают энергию и ломают личность. Привычка жить из-под палки приводит к тому, что мы подсознательно выбираем тот частотный диапазон городской энергетики, который несет в себе насилие, конфликт и подавление свободы проявлений. И тогда город становится проблемой, местом уныния и депрессии. В общем, все зависит от того, к каким потокам подключены ваши действия, мысли и чувства. Каждый город – это большая жизнь. У города свой характер, свой дух, своя личность. Если ваши воля и дух свободны, вы можете чувствовать дух города, можете «разговаривать» с ним. И тогда город отвечает вам, подхватывает вас как пушинку и раскрывает свои тайны. Существуют города более или менее гармоничные. Есть такие, которые переживают не лучшие времена. Их энергетическое тело больно неэффективной инфраструктурой, перенаселением и плохой экологией. Такие города остро нуждаются в любви и сострадании, им нужен здоровый «собеседник», способный поделиться с ними квантом гармонии, но мы обычно закрыты и относимся к таким городам с ненавистью и раздражением. Но послушайте, если вы так не любите этот город, отправляйтесь жить в другое место, избавьте его от своего нытья, и он вздохнет с облегчением. А если вы все же живете здесь, то это ваш выбор, ваше желание. Живите с осознанием своего выбора жить именно здесь, и город повернется к вам совсем другой стороной. Города больны людьми, глухими к собственным желаниям, озабоченными приспособлением к внешней агрессивной среде, поиском соответствия ее стандартам. Города изъедены завистью и «лузерством», пустыми мечтами и подавленными желаниями. Слишком много разочарования и страха. Но, тем не менее, всякий город полон энергии, он генерирует ее с избытком, и если вы живете на восходящих энергетических потоках города, вы становитесь его редкой здоровой клеткой, и он начинает генерировать энергию специально для вас, ведь вы его здоровая часть, его друг и хороший собеседник. В отличие от городов, природа совсем другая. Если город похож на человека, то в природе нет ничего человеческого. Дух природы древний до головокружения и одновременно юн как младенец. Вы, как личность, ничто для природы. Продолжение: http://xyoga.info/intervyu-proektu-mysleformy/

Теги других блогов: йога сердце Путь